Previous Entry Share Next Entry
Образование. Советы школьникам
odessit_ua
 Предыдущая статья Развитие человечества. Образование была написана больше для наших властей, немного для учителей или родителей, а для учащихся там советов не было. Хочу исправить эту ошибку и для школьников посветить целую заметку, в которой я расскажу о том, как эффективнее учится при этом увеличить свободное время на отдых, что очень важно для того возраста, и на занятия, которые вам интересны и пригодятся в жизни.

Интересно, что такие мысли-советы даже близко в школьные годы не возникали, а появились аж после окончание института, где я, кстати, смог сравнить разные подходы к образованию. И я очень жалею, что никто мне о том, что я напишу тут, во времена школы не сказал, это изменило бы в моей жизни многое. Поэтому моя основная цель изменить людям жизнь в лучшую сторону.

Нужно понимать, что школа – это аналог работы, поэтому успешность в учебе означает успешность в работе в будущем. Конечно, тут мне многие могут возразить, что многие заучки не успешны в жизни, но на самом деле это уже проблема психологии, им мешают комплексы, и если бы они не учились, то успешнее от этого точно не стали, если бы не справились со своими комплексами. Поэтому для одного конкретного человека успешность в школе дает в будущем успешность в работе, это нужно четко понимать. Кстати, психологических книг, обучающих людей быть успешными в работе, много, но вот как быть успешными в учебе в школе я не разу не встречал, хотя многие советы из книг для работающих подойдут и школьникам, то же повышение собственной уверенности даст очень много.

Ладно, перейдем к советам. Больше всего они помогут людям наподобие меня. Расшифрую. Есть в школе ученики с разными оценками по предметам, т.е. твердый отличник по одним и троечник по другим. Таких людей много, но на самом деле это нонсенс, так как человек не может быть одновременно туп и умен. Такая ситуация означает что он на самом деле в интеллектуальном плане мало чем отличается от круглого отличника, просто его не интересуют какие-то предметы и это абсолютно нормально. Поэтому, если вы умеете по каким-то предметам твердую 5 (буду пользоваться 5ти бальной системой), то знайте, что вы умны, имеете высокий интеллект, а плохие оценки по другим просто говорят про вашу не заинтересованность ими.
Теперь сам совет. Вот вы имеете какой-то любимый предмет, который у вас легко идет, и по которому вы имеете всегда отличную оценку. И никто из вас не задумывался, что вы можете этот предмет легко выучить сами без учителей? Есть учебник, есть интернет, т.е. источников информации достаточно для этого, было бы только желание. А теперь смотрите, вы сами выучиваете предмет уровня вашего класса и сдаете его экстерном(до окончания года) своему преподавателю, один предмет, который для вас прост. Что вы с этого получаете? Вы получаете свободное время во время учебы, когда у вас будет по расписанию этот предмет, вы получаете освобождение от домашних заданий по этому предмету до конца года. В это свободное время вы можете заниматься, чем хотите, кроме нарушения порядка. Хотите пойти на улицу поиграть с теми у кого физкультура, я бы рекомендовал именно это, так как польза от движений и свежего воздуха огромна во время учебы. Но можете делать домашнее задание по другим предметам, освобождая время дома, а можете учить другой предмет для такой же сдачи экстерном и освобождения ещё времени. Если этот урок первый или последний по расписанию, то можно приходить в школу позже или уходить раньше. Я знаю, что для школьника свободное время очень и очень важно.

Вопрос, конечно, как сдать экстерном предмет, я таких случаев даже и не слышал особо, если сдают, то почему-то все предметы, хотя я считаю это лишним. Ну, во-первых, о своих намерениях вы должны рассказать родителям, учителю, которому собираетесь сдать, и классному руководителю, получив от каждого поддержку, если кто-то не поддержал, используем тех, кто поддержали вам в помощь. Желательно этим людям дать почитать эту мою заметку и предыдущую. Во-вторых, вам нужно выучить на отлично предмет. Для этого нужно прочитать учебник, если есть задачник, то порешать задачи, в интернете поискать видео по вашему предмету и посмотреть их, если есть. Да, обязательно нужно узнать у вашей учительницы, как у вас будут принимать предмет. Например, может по математики ей нужно будет от вас решение 50 задач, которая она даст, и какой-то в конце экзамен. Сколько у вас времени на это уйдет зависит от вас, от вашего интеллекта и самообучаемости. Теоретически учебник можно прочитать за день. Если брать среднюю скорость чтения одна страница в минуту, то на учебник из 300 страниц потратиться 5 часов, т.е. весь год в пяти часах, но это теоретически, на практики нужно осмысление, поэтому уйдет времени намного больше. Но чем предмет для вас интереснее и проще, а ведь вы выбрали именно такой для изучения, то тем меньше времени нужно будет. Не стоит пренебрегать помощью, если есть хотя знакомые на класс старше, то можете просить у них помощь, хотя бы для контроля, либо если родителям этот предмет не сложен, а они его изучали в школе и имели отличную оценку, то им как раз на вспоминание 5 часов может хватить, после чего они вам могут активно помочь. Если есть возможность взять репетитора из отличных преподавателей или даже того, кому будете сдавать, то обязательно возьмите, сэкономите больше времени и сил, деньги на это не стоит жалеть. Как мне рассказала подруга, которая взяла репетитора для подготовки к ЕГЭ, то он за пару занятий узанала все, что изучали 1 год в школе, и чего не знала, так как учитель в школе был плохой. Вот вам «эффективность» школы.

Кроме плюсов времени такая сдача экзаменов учит вас самообучаться, а это во взрослой жизни очень важно и даст вам большую успешность, так как чтобы школа и университеты не давали, а учится на работе вам придется всё-равно. Это подымет и вашу самооценку, по сути, если вы не были круглым отличником, то после такой сдачи вы уже обогнали всех остальных отличников, вы уже лучше их. Конечно, я надеюсь, что вашему примеру последуют многие, но вы всё равно будете из элиты.

Ладно, с предметами, которые для вас просты, разобрались. Теперь по поводу тех, которые вам не интересны, которые вы считаете вам в будущем будут не нужны и у вас нет на них время, как повысить по ним оценки, не сильно себя напрягая изучением того, что вам не интересно. Ну, возьму для примера меня и гипотетическую ситуацию, что я мог бы делать в школе, если были у меня такие советы, которые я даю вам. Обрисую ситуацию моей учебы в школе. Были предметы, типа алгебры, где я относился к лучшим ученикам, т.е. мог сдать контрольную первый и получал отлично. А были предметы, которые я не особо любил, какие-то из-за плохих учителей, которые ничего интересного не давали, а учебники были жутко скучные, какие-то просто из-за не интересности мне и нехватки времени. Дело в том, что я занимался плаванием каждый день и времени, например, на чтение книг по литературе у меня просто не было, а ведь ещё хотелось отдохнуть. В школе я проблему с литературой решал просто, у меня были пятерки за стихи, если в четверти нужно было хоть один стих рассказать, то положительная оценка у меня была, но была одна четверть, когда я двойку за четверть получил. Но, вот сейчас я думаю, а мог бы я иметь каждую четверть минимум 4ку не напрягаясь? Преподаватель по литературе, кстати, был очень хороший. Я думаю, что я решил бы эту задачу, если бы подошел и договорился официально, что, извините меня, но у меня просто нет времени на чтение литературы, я бы объяснил ситуацию, что, хотя я уважаю предмет и вас, как преподавателя, но я считаю его не нужным для моей будущей профессии, и все знания, которые я получу от чтения я или не усвою, или забуду. Преподаватели это и сами понимают и могут пойти на встречу. Но вопрос, как получить желаемую 4ку тогда? Ну, вот с литературой есть выходы, первый, это выучить и рассказать стихи, возможно индивидуально, т.е. вне программы, а во-вторых, сочинения, но сочинения не на темы произведений, а на обычные жизненные темы, которые может написать каждый не читая книг. Ну, например, написать сочинение о том, что такое мораль и нравственность, про здоровье, про любовь, про воспитание детей, про то, каким бы вы хотели видеть мир, про ваше будущее, про друзей, про родителей, про город, про любое искусство или произведение искусства на ваш выбор и т.д. Но именно ваши мысли. Вот я уверен, что моей преподавательнице по литературе этого вполне хватило для того, чтобы официально освободить меня от чтения книг и ставить хорошие или отличные оценки в четвертях и году. А ведь сочинения в школе я терпеть не мог, но вот сейчас с удовольствием записываю свои мысли и делюсь с другими. Разве школа привило мне такое желание? Нет, она наоборот отбила у меня желания что-то писать, загоняя в рамки тем, но когда я освободился от такого давления я все-таки пришел к этому и теперь с удовольствием этим занимаюсь, пишу то, что хочу, и то, что волнует.

Думаю, этот совет годится только для литературы, где произведения не связаны и довольно затратные по времени. Но если вы индивидуально будете подходить к другим учителям, показывать свое уважение и просить их пойти вам на встречу, так как вы заняты сильно, а предмет для вашего будущего не так важен, то уверен, что многие пойдут вам на встречу и дадут больше поблажек. Ну, например, не будут вызывать или ставить двойки на уроках, а просто скажут вам какие параграфы выучить и сдать лично. Или вы можете выучить параграф и перед уроком попросить, чтобы вас вызвали. Кому-то это покажется подлизыванием, но на самом деле во взрослой жизни почти все так и делают – договариваются.

А этот совет мне давали и в школе, им, кстати, я и пользовался, хотя не часто. Можно заметить, что вызывают на уроках тех, кого давно не вызывали, либо вызывают тех, кто поднял руку. Какой вывод? Учим один параграф, подымаем руку на уроке, отвечаем, получаем отличную оценку, а после можно занятия 3-4 ничего не учить.
Правда, последние два совета относятся к гуманитарным предметам, технические нужно учить, так как знания предыдущих уроков нужно при изучении новых.

Вообще многие предметы могут быть не интересны, но это не значит, что их нужно забрасывать. Ведь причина не в том, что вы тупые и не понимаете. Возможно, просто преподаватель плохо объясняет или не объясняет вовсе, у вас возникло начальное непонимание чего-то, а следующие знания без основы не могут усваиваться и систематизироваться. В результате вы, чем дальше, тем сильнее ощущаете непонимание, это вам неприятно, снижает вашу самооценку, интерес к предмету сильно падает, что приводит к неудовлетворительным оценкам. Кто-то находит выход в зубрежке, но на зубрежку тратиться много времени, она нудная, кроме этого такие знания не долговечны и забываются, а ведь они могли бы послужить в дальнейшем для понимания новой информации. Поэтому лучше потратьте больше времени в начале на основу понимания предмета, и он станет вам интереснее и проще будет учить, чем потом во много раз больше потратите на нудный зубреж. Сам предмет может быть и очень интересным и полезным, просто вам нужно найти другой подход к его изучению. Во-первых, поискать в интернете видео по этому предмету, возможно, там объяснят доходчивее и интереснее. Во-вторых, попросить помощи у тех, кто этот предмет лучше знает, чтобы объяснили непонятные моменты, ну и заниматься самим.

Обязательно развивайте свой интеллект, т.е. память, внимание, концентрацию, логику. Очень много приложений и игр есть на данную тему. Мне вот нравится больше всего игра Brain Challenge 2, что у меня на iPode, много разных заданий с разной сложностью и очень удобно управлять сенсорным экраном, она есть и для других смартфонов. Считаю, что хорошо было бы, чтобы каждый школьник имел её у себя в мобилке и мерялся со своими сверстниками, кто больше наберет балов в разных заданиях. Есть ещё мощная программа для компьютера «Интеллект тренажер» компании Зеленый Остров, там другого типа задания, но тоже позволяют сильно себе проапгрейдить. Так что минимум 10 минут в день хорошо бы находить времени на такие занятия. Чем выше уровня будет у вас интеллект, тем проще вам будет учиться, и тем больше времени вы сэкономите. Вообще каждый человек хочет быть более интеллектуально развит, я в этом уверен, просто не каждый это осознает, а ещё меньше идут к этой цели. Будьте более целеустремленнее.

Я эти все советы даю с главной для вас цели – увеличение свободного времени, которое вы будете тратить на то, что действительно хочется вам. Конечно, лучше всего думать о здоровье и заниматься каким-то спортом, а не продолжать сидеть за чем-то, как если бы вы учились. Так же не забывайте про общение с людьми и со сверстниками, чем больше у вас друзей и знакомых, тем более успешным вы считаетесь в обществе, поэтому не стоит много времени просиживать за учебой. Ну, и о будущей профессии думайте, если вы экстерном сдали один год ваш любимый предмет, так изучайте следующие, учите что-то по той профессии, которую для себя хотите, уже сейчас. Если ещё выбираете, то попробуйте хоть немного прикоснутся к тем, что вам близки, почувствовать куда сильнее тянет душа.

Закрепим. Если ваша цель быть успешным человеком, то вам нужно начинать быть им как можно раньше, учится этому со школы. Это не значит что вы должны быть отличником по всем предметам, это не обязательно, но выделить для себя любимые и быть в них среди лучших должны. Попробуйте сдать хотя бы один предмет экстерном, проще выучить его летом, когда больше свободного времени. Это даст вам свободное время во время учебы, которого не хватает. Попытайтесь договориться с преподавателями по другим предметам, которые вам идут сложнее по причине нехватки времени, и получить поблажки. Это проще сделать, если у вас есть успехи, например, в спорте. Но поблажки не означают забитее на учебу, а просто означает эффективнее распределение ресурсов для собственного роста. Попытайтесь понять, почему некоторые предметы вам особо не интересны, если такие есть, вызвано ли это непониманием того, что там дается. Попытайтесь докопаться до основ непонимания, а не тратить много времени на нудный зубреж. Ищите помощь на стороне, в интернете, в видео. Развивайте память, логику, внимание, концентрацию. Не забывайте тратить свободное время на спорт, игры и общение с людьми. Делайте первые шаги в той профессии, которую выбрали для себя, чтобы стать профессионалом в ней как можно быстрее.

P.S. Последний абзац – это демонстрация одной техники по усвоению знаний. То есть, прочитав параграф, статью или главу, вы мысленно должны выделить доминанту. Доминанта – это краткая суть того, что вы прочли. По сути, вам в близкой памяти нужна лишь она, остальное вы можете в любой момент сами достроить, используя логику. Это очень важное умение, мало кто им обладает на высоком уровне и нужно специально учится, сначала сознательно выделять доминанту, затем это уже будет делаться подсознательно. Лучше всего про это написано в книге Андреева О.А. «Учитесь быстро читать», либо можно найти видеокурс «Доминанта». К сожалению такие знания школа не дает, но они были бы очень важны каждому.

?

Log in